Рекламный блок


 

 

Воспитание здорового образа жизни школьника

 

 

Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия – это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка.

 

Все правила здорового образа жизни, которые мы рассматривали в статье «Основы здорового образа жизни» и которые относительно легко выполнялись в младшем школьном возрасте, повзрослевшими школьниками могут совершенно игнорироваться. Но это не означает, что подростковый возраст – это время радикального изменения тактики поведения родителей. Изменения должны быть постепенными и подстраиваться под меняющиеся потребности ребенка. Но самое главное – с самого раннего возраста мудро подходить к вопросу здорового образа жизни, действуя гибко и стараясь индивидуализировать образ жизни ребенка.

 

 

Воспитание здорового образа жизни: какова основная цель?

 

 

Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование самомотивации – понимание, «прочувствование» необходимости ведения здорового образа жизни. Поэтому многие мудрые родители и педагоги формулируют для себя основное правило руководства примерно так: лучше пойти на уступки и разрешить ребенку что-то запретное и не совсем полезное, чем чрезмерно давить на него, переходя индивидуальный порог психологической выносливости. И действительно, лучше периодически позволять не совсем здоровую пищу, чем стать причиной депрессии или озлобленности с соответствующими негативными последствиями.

 

Каждый человек, даже самый маленький, - это свободная личность. Свобода человека подразумевает в первую очередь свободу воли, и именно учет этой свободы и должен стать основополагающим принципом воспитания человека, в том числе воспитания здорового образа жизни. Невозможно сколь угодно долго игнорировать желания человека и «насиловать» его свободу воли – это приведет либо к выраженной психопатизации с нарушениями поведения, либо к развитию депрессии и другим невротическим расстройствам.

 

 

Главные средства воспитания здорового образа жизни школьника

 

 

Построение индивидуального плана здорового образа жизни

 

 

Когда мы рассматривали проблемы формирования здорового образа жизни школьника , мы упоминали важность баланса между соблюдением основных правил, способствующих сохранению здоровья, и особенностями конкретного человека. Конечно, в валеологии существует направление, утверждающее абсолютную необходимость выполнения каждого из составляющих здорового образа жизни. Однако такой подход неминуемо приведет к попытке создания некоего однотипного образца здорового человека, что не только практически невозможно, но и вредно.

 

 

Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания. Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни, который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме.

 

 

Формирование полезных стереотипов

 

 

Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык. Полезные стереотипы – вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше объясняйте своему ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п., строя разговор с учетом уровеня интеллекта и степени зрелости психики.

 

 

Собственный пример

 

 

Пример родителя может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни. Однако в то время как в дошкольном возрасте авторитет родителя практически абсолютен и ребенок не склонен сомневаться в правильности действий своих мамы и папы, то уже в более старшем возрасте этот авторитет нужно заслужить. Отношения взаимного доверия и любви, успешность родителя помогут сохранить действенность собственного примера не только в вопросах образа жизни, но и при принятии важнейших жизненных решений.

 

 

Привлечение авторитетов из внесемейного круга

 

 

В подростковом возрасте взамен авторитета родительского могут возникать авторитеты со стороны. Стоит попытаться повлиять на выбор кумира своего ребенка, однако это не всегда возможно – нередко известные певцы, музыканты, актеры как раз таки не являются образцами для подражания. Но и здесь не опускайте руки: сделайте акцент на биографии выбранной известной личности и, не отрицая его таланта, попытайтесь вывести поучительный смысл. Поищите такие интересные факты из биографии, которые стали бы наглядным примером (певец из группы «Металлика», который лечился от алкоголизма, отзывается негативно о своем прошлом образе жизни; солист «Нирваны», употребляющий наркотики и умерший в молодом возрасте, и т.п.).

 

 

Развитие мотивации

 

 

Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях. При формировании мотивации важной является актуальность проблемы, которая для школьника существенно ограничена коротким промежутком времени – и это следует учитывать. Риск развития в зрелом возрасте инфаркта или инсульта не может мотивировать ребенка на самоограничение – выгода от здорового образа жизни должна находиться в пределах одного-двух, максимум трех лет; все, что уходит по времени далеко вперед, для ребенка кажется таким далеким, что не представляет никакой субъективной важности.

 

Попробуем перечислить основные моменты, мотивирующие на соблюдение правил здорового образа жизни.

 

 

Мотивация самосохранения

 

 

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

 

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

 

 

 

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

 

 

 

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

 

 

 

Мотивация подчинения правилам общества

 

 

Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур.

 

 

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

 

 

1. Мотивация удовольствия

 

 

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

 

 

2. Мотивация социализации

 

 

Стремление занять в обществе более высокую ступень может иметь двоякое значение. В компании асоциального типа подросток начинает курить и пить пиво только для того, чтобы быть «своим». А вот в ситуации позитивного общения подросток стремится к достижению наилучшей физической формы и самосовершенствованию.

 

 

3. Сексуальная мотивация

 

 

Актуальна для школьников старшего и среднего звена. Попытки сделать свое тело более привлекательным, а также забота о сексуальной силе (у мальчиков) могут стать решающим мотивирующим фактором здорового образа жизни.

 

 

 

Создание привлекательных материальных условий 

 

 

 

Покупайте забавные зубные щетки с изображением героя мультфильма, приобретайте для занятий спортом красивую одежду и аксессуары, выбирайте спортивную секцию в современном физкультурно-оздоровительном центре, готовьте вкусную и внешне привлекательную полезную пищу – все что красиво, приятно для глаз, слуха и на ощупь может стать дополнительным (но не основным) стимулом здорового образа жизни.

 

 

 

Воспитание здорового образа жизни школьника стоит самых больших стараний и усилий: фантазируйте, показывайте пример, больше общайтесь и проводите время вместе, а самое главное, любите и уважайте в своем школьнике свободу личности – и тогда все у вас получится!

 

Врач Карташова Екатерина Владимировна


Обсудить статью на форуме




Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить