Рекламный блок


 

 

 

Формирование здорового образа жизни школьника

 

 

 

В статье «Основы здорового образа жизни школьника» мы достаточно подробно говорили о каждом компоненте здорового образа жизни применительно к периоду школьного обучения. Однако относительно многих моментов здорового образа жизни возникает закономерный вопрос: как обеспечить школьнику оптимальные условия для осуществления того образа жизни, который мы считаем правильным и здоровым? В то время как с питанием все более-менее ясно, то вот, например, формирование оптимального режима дня может оказаться настоящей проблемой.

 

 

Что включается в понятие формирование здорового образа жизни?

 

 

Осведомленность относительно здоровья, болезни и факторах, оказывающих влияние на состояние здоровья человека.

 

Этот пункт подразумевает приобретение знания об основных гигиенических навыках, правилах здорового поведения и элементарных закономерностях состояния организма человека.

 

 

Воспитание здорового образа жизни школьника

 

 

Этой проблеме мы посвятили отдельную статью , так как считаем вопросы мотивации на здоровый образ жизни у школьников крайне важными и определяющими течение дальнейшей жизни и состояние здоровья на долгие годы.

 

Предоставление материальных возможностей для осуществления здорового образа жизни.

 

Сюда отнесем собственно питание, одежду, мебель, спортивные учреждения и т.п.

 

К сожалению, нередко именно этим и ограничивается участие родителей в формировании образа жизни своего ребенка. Однако очевидно, что самая качественная одежда и возможность оплатить дорогостоящую спортивную секцию мало что дают сами по себе – ими следует активно пользоваться и уметь «зажечь» школьника здоровым образом жизни. Только тогда материальная составляющая формирования здорового образа жизни окажется благотворным фактором здоровья школьника.

 

 

Психологический аспект здорового образа жизни

 

 

Здоровый человек – это еще и стабильная уверенная личность, критически оценивающая свои способности и стремящаяся к самосовершенствованию. Для формирования такой личности требуется создать благоприятную психологическую атмосферу в семье и научить ребенка самооценке и продуктивному общению.

 

 

 

От знания к пониманию и навыкам

 

 

 

Источники получения знаний о здоровье и факторах, на него влияющих, могут иметь самое разнообразное происхождение. Уроки валеологии в школе, беседы с родителями, научно-познавательные книги, развивающие передачи, участие в оздоровительных мероприятиях – нужно постараться использовать максимальное количество источников.

 

Выбирать источники знания о здоровом образе жизни нужно обязательно с учетом особенностей психологии школьника. Для детей младшего и среднего школьного возраста информация будет понятнее, если использовать игровую составляющую, а также принципы наглядности и эксперимента. Рисуйте схемы, организуйте игры с включением понятий здорового образа жизни, наблюдайте вместе с ребенком изменения в его организме. Например, начиная утренние пробежки, вы можете зафиксировать, сколько минут потребуется ребенку, чтобы пробежать вокруг дома – не забудьте записать полученный результат. Когда через месяц регулярных занятий вы сравните свои достижения, то результат утвердит ребенка в его успехе: теперь он будет знать на опыте, насколько важна тренированность – а это отличный стимул к дальнейшим пробежкам.

 

Старшим школьникам важно мнение авторитетов и мнение сверстников, поэтому для подростков уместным будет пример кого-то из известных музыкантов, актеров, успешных сверстников.

 

 

Организация правильного режима дня

 

 

 

Режим дня школьника должен строиться на балансе трех основных пунктов:

 

1. потребностей личности;

 

2. возможностей организма;

 

3. желаемых результатов.

 

Требования к современному человеку очень высоки, поэтому понятно желание родителей нагрузить своего ребенка английским языком, занятиями с репетитором, уроками в музыкальной или художественной школе. Однако следует понимать, что возможности ребенка ограничены – в конце дня он не должен чувствовать себя измотанным, истощенным.

 

Ошибкой многих родителей является желание заполнить все свободное время школьника по своему усмотрению, однако в большинстве случаев такой подход является глубоко ошибочным. Даже взрослый сформированный человек нуждается в отдыхе, причем таком, который приносит ему максимальное удовлетворение – кто-то читает книги, кто-то вяжет или занимается другим рукоделием, кто-то ходит на рыбалку, а кто-то предпочитает просто расслабиться за просмотром художественного фильма. Условия, в которых человек отдыхает и оптимально восстанавливает свои силы, различаются в зависимости от особенностей конкретного человека – и ребенок не является исключением. Скажем больше – школьнику требуется гораздо больше свободного от занятий времени, которое необходимо ему для формирования навыков социализации и выражения своей личности.

 

Большинство людей, и дети не являются исключением, не способны длительное время работать в режиме критической интенсивности. Порог выносливости индивидуален, и попытки его превышения чреваты развитием нервных срывов и формированием психосоматических заболеваний. Поэтому даже в период подготовки к экзаменам рекомендуется периодически переключать школьника на активный отдых, который не только полезен для здоровья, но и повышает эффективность усвоения информации и облегчает процесс дальнейшего обучения.

 

Как определить допустимую загруженность школьника? Как правило, в дополнение к основным занятиям в школе вполне достаточно какого-то одного полноценного дела с занятиями 3-4 раза в неделю. При необходимости можно добавить еще одно занятие в неделю (например, дополнительные занятия по одному из предметов), однако при этом обязательно смотрите на самочувствие ребенка.

 

 

Как определить перегруженность школьника?

 

 

У школьника нет свободного времени, которое он мог бы посвятить любимому делу.

 

1. Он бледен, у него снижен аппетит.

 

2. У него утрачен интерес к любимому хобби.

 

 

3. Вы видите потерю жизнерадостности и нормального детского любопытства.

 

4. Он необычно рассеян, не может сосредоточиться на простом задании.

 

5. У ребенка появились навязчивые движения и другие признаки невротизации – он теребит одежду или волосы, сосет пальцы, грызет волосы, у него нарушен сон или снятся кошмары.

 

Кроме разумной интенсивности нагрузки в формировании правильного режима дня важно соблюдать принцип чередования умственных и физических занятий. Оптимально, например, если сразу после занятий в школе ребенок сможет побегать или погулять. Даже полчаса такого отдыха ускорят и облегчат приготовление домашнего задания.

 

 

Компьютер и телевизор: за и против

 

 

Широкие возможности, предоставляемые сетью интернет и обучающими компьютерными программами, способствуют развитию современного школьника, однако не стоит забывать об отрицательной стороне занятий на ПК. Проблема в том, что большинство современных школьников из всех доступных развлечений предпочитают именно компьютер – игры и общение в социальных сетях, которые при отсутствии родительского контроля способны поглотить практически все свободное время школьника. В связи с этим педагоги и врачи настоятельно рекомендуют родителям правильно организовывать свободное время школьника, отдавая предпочтение отдыху активному, подвижному, преимущественно на свежем воздухе. Школьникам младшего и среднего звена рекомендуется проводить перед экраном компьютера и телевизора не более 30-60 минут в день.

 

Родителям любителей онлайн-общения мы бы посоветовали обратить внимание на возможные проблемы с социализацией у ребенка: нередко именно проблемы общения со сверстниками приводят к тому, что школьник часами может просиживать в социальных сетях, игнорируя возможность реального общения с реальными друзьями.

 
 
Психическое здоровье – основа здорового тела и успешной личности

 

 

Формирование психического здоровья школьника многогранно и имеет разнообразные способы достижения результатов. Остановимся на некоторых, наиболее значимых моментах, оказывающих влияние на психологическое здоровье школьника.

 

 

Обстановка в семье

 

 

Главным правилом построения взаимоотношений в семье должно стать взаимное уважение и любовь. Старайтесь советоваться с ребенком, особенно в тех вопросах, которые касаются лично его – выбор иностранного языка, спортивной секции, вариантов летнего отдыха. Выделите школьнику зону ответственности – то, что он должен делать самостоятельно. Постарайтесь не кричать на него, а аргументировано высказывать свои требования.

 

 

Творчество

 

 

Любой человек имеет определенный творческий потенциал, который должен найти выход, самовыражение. Помогите ребенку найти свое хобби, выразить свое Я в творчестве. Возможно, это будет рисование, музыка, вышивка, столярное дело; возможно, писательство, а возможно, и кулинарные изыскания. Создавая что-то новое, свое, человек видит результаты своего труда, вкладывает себя в совершенствование окружающего мира, своего жилища.

 

 

Укрепление веры в свои силы

 

 

Отличным стимулом к любой деятельности является разумная похвала. Сделал ли школьник уроки, помыл ли посуду, помог ли младшей сестренке – не забывайте показать свое позитивное отношение к результатам его деятельности. Однако помните о разумности. Например, при оценке рисунка не приравнивайте творение ребенка к работам Шишкина и Брюллова – такая неадекватная оценка неминуемо приведет к разочарованию и загубит стремление к дальнейшему совершенствованию. Отметьте положительные стороны рисунка – правильные пропорции, хорошо подобранные цвета, но не забывайте и о критических замечаниях, в формулировании которых будьте осторожны и не используйте обидных сравнений.

 

 

Тренировка выносливости и самоограничение

 

 

Достижение успеха невозможно без самоограничения и интенсивного труда – ребенок должен это понимать и делать над собой усилия в этом направлении.

 

 

Рациональная свобода

 

 

Школьный период – это время перехода к взрослой жизни, время формирования самостоятельности. Старайтесь постепенно «отпускать» своего ребенка, давая ему возможность самостоятельно принимать решения. Несомненно, не получиться обойтись без ограничений и запретов, однако оставляйте ребенку поле для самостоятельности в рамках установленных правил. Это укрепляет веру в себя, приучает к ответственности за свои поступки, что в конечном итоге способствует развитию полноценной здоровой личности.

 

 

Умение отдыхать и расслабляться

 

 

 

Да, отдыхать и расслабляться тоже надо уметь. Покажите своему ребенку простые упражнения на переключение внимания: найти удобное положение и расслабить все мышцы, закрыть глаза и представить черное полотно, выполнять дыхательную гимнастику, потянуться. Помогайте школьнику организовывать свободное время, чтобы оно проходило с пользой и приносило ему удовольствие.

 

 

 

Будем мудры, внимательны и терпеливы к своему ребенку – так мы поможем ему вырасти здоровым и успешным.

 

Врач Карташова Екатерина Владимировна


Обсудить статью на форуме




Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить